Творческий проект по технологий по теме выжигание. Презентация проекта "выжигание по дереву" - презентация

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края

Выжигание по дереву –

древнее искусство, актуальное в наше время.

ученик 3Б класса

МБОУ СОШ№1 с. п.Троицкое

Выжигание по дереву - древнее искусства, актуальное в наше время.

Предмет - технология.

Тип данного проекта:

1. по доминирующей деятельности - творческий и
информационный;

2. по предметному содержанию - монопроект;

3. по продолжительности – краткосрочный

В этом году на новогодний праздник мне подарили электровыжигатель. С помощью выжигания можно украшать деревянные предметы, например, декорировать шкатулки, вешалки , фоторамки, панно, картины, предметы мебели и интерьера. Выжигание-это творческий и очень увлекательный процесс. Я увлёкся этим видом искусства, заинтересовался историей выжигания и решил изготовить разделочную доску, украшенную выжиганием и акварелью .

Изделие можно кому-нибудь подарить. Мой подарок будет, практичным, интересным и очень ценным, так как изготовлен своими руками

Проблема : В продаже много подарков, но иногда трудно что-то подобрать или есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.

Цель: изготовить подарок для мамы своими руками.

Проектные шаги

Планированию этапов своих действий;

Выбор материала и способа действия;

Изготовление изделия.

Планируемый результат: разделочная доска

Из истории выжигания.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700г. до н. э.. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в веках.

Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.

Начиная с 17 века в Сергиевом Посаде выделилось производство деревянной игрушки, получившей название «Троицкой». А к концу 19 века началось массовое изготовление матрёшек, украшенных выжиганием. В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, ковши, шкатулки.

В конце 19 века, в начале 20 в. выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества.

В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.

В середине 20 века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно детям.

Выбор материала и инструментов

Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Древесину можно купить в магазине в виде готовых разделочных или чертёжных досок, фанеры, шпона. При выборе древесины следует учитывать:

*порода не должна быть смолистой;

*на мягких породах выжигать легче;

*древесина должна быть с однородной мелкопористой структурой, без трещин, сучков, смоляного кармашка и других дефектов;

*выбор цвета древесины зависит от предложенного рисунка,

*более яркий и выразительный узор получается на дереве светлых пород;

*дерево нужно хорошо просушить, иначе оно покоробиться;

*поверхность материала должна быть ровной и чистой.

Лучшими материалами для выжигания считается ольха, липа, тополь и каштан.

Я выбрал липу.

Инструменты.

Электровыжигатель - прибор для выжигания. В качестве выжигателя можно применять торцовый электропаяльник.

Штифт - рабочая часть выжигателя, он может быть проволочным или корпусным.

Настольная лампа нужна для освещения поверхности доски под острым углом, чтобы разглядеть тени, которые отбрасывают выжженные бороздки, для контроля штриховки.

Карандаш мягкий нужен для нанесения рисунка, по окончанию работы его легче стереть ластиком

Копировальная бумага нужна для перенесения рисунка с листа бумаги на поверхность древесины, бумагу нужно брать чёрную.

Скальпель необходим для удаления небольших погрешностей в работе. Например, удалить слишком длинную линию. Для этого нужно соскоблить обожжённую древесину с помощью лезвия, скальпеля.

Стальная линейка для проведения аккуратных прямых линий (пластиковая расплавится).

Наждачная бумага требуется для подготовки поверхности дерева.

Доска пюпитра для установки дощечки для выжигания. Обычно она бывает подвижной, её можно устанавливать выше или ниже, как вам будет удобно работать.

Акварель, кисточки , лак для декорирования

Способы выжигания.

Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое и кислотами.

Плоское выжигание - на одной плоскости.

Глубокое выжигание - рисунок уходит вглубь доски.

Я выбрал плоское выжигание.

Техника безопасности при выжигании по дереву.

При работе с электровыжигателем не следует ставить рядом с ним ёмкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками.

При выжигании образуется едкий дым, из - за чего нельзя сильно наклоняться к дощечке.

Все работы следует проводить в проветриваемом помещении.

Не допустимо прикасаться к раскалённым штифтам руками или одеждой.

Этапы работы.

1.Выбирал материал: деревянную основу.

2.Нанёс рисунок на данную основу простым карандашом.

3.Выжигаю контур рисунка «Дракон» электровыжигателем.

4.Отшлифовывываю доску наждачной бумагой.

5.Раскрашиваю поверхность акварелью и просушиваю.

6.С помощью кисточки наношу на доску нитролак, просушиваю.

ДОСКА ГОТОВА!

Самооценка

Выполняя работу, я узнал много о выжигании.

Подарок оказался не очень затратным. Маме он очень понравился.

https://pandia.ru/text/78/244/images/image002_31.jpg" width="576" height="1024 src=">

Список литературы

1.Павлова 5 кл.- М.: Вента-Графф,с.

2.Шпаковский тех, кто любит мастерить.-М:Просвещение,190.-191 с.

Выжигание - самый древний традиционный способ декориро-вания изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда че-ловек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде тем-ного обугленного места: точки, пятна или линии.

Техникой выжигания в древности украшали детали архитек-туры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отдел-ки используют электровыжигатели). Основными орнаменталь-ными мотивами были разнообразные сочетания преимуществен-но прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а ). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде де-ревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б ).

В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах - пирография и пиротипия .

Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир - огонь, графо - писать, рисовать).

В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пи-рографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1 , соединительных проводов 2 , нагревательного нако-нечника (пера) 4 , закрепленного в пластмассовой ручке 3 . Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5 .

Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, ко-торый при прохождении по нему электрического тока накаляет-ся. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных на-конечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).

Кроме проволочных выжигате-лей, при массовом производстве одинаковых изделий широко ис-пользуют стержневые выжигатели (рис. 141, а ). Они имеют набор пере-менных штампов (стержневых наса-док, рис. 141, б ), с помощью кото-рых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в ).

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структу-ру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливают-ся, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщатель-ным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копиро-вальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на под-готовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размеща-ют рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использо-вать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят каранда-шом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисун-ка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерок-са рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом - с помощью копировальной бумаги - на заготовку. Калька - это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или дру-гое графическое изображение для точного его копирования.

Большое количество одинаковых изображений наносят на заго-товку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходи-мо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.


Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для рабо-ты, а руки - свободно расположенными на столе. Детали изде-лия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30...35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каж-дые 10...15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше).

Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пе-ром держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий - так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устой-чиво и надежно лежать на столе (рис. 145).

Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а ). Точки образуются благодаря легким прикосновени-ям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и рас-стоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоя-нии одна от другой, образуются линии , которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б ).

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным .

Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глуби-ны. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщен-ных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные ли-нии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а ). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б ).

При выполнении сложного изображения с большим количе-ством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними.

Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно поль-зоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизон-тальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир - огонь, типос - оттиск, отпечаток). Эта тех-ника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнамен-тальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки (рис. 148).


Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого вы-жигатель со штампом ставят перпендику-лярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, мож-но получить необходимую расцветку ри-сунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для до-стижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фа-неры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего исполь-зуют при изготовлении большого количе-ства одинаковых изделий.

Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность уско-рить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией об-разуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тща-тельным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлиф-ка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и ли-ний и не скруглить граней выступов.

Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

Развитие компьютерных технологий дает возможность ис-пользовать для отделки изделий выжиганием современные до-стижения техники. Самой известной является лазерная техноло-гия, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом - лазером (рис. 152).

Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заго-товками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы неболь-шим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • технологии выжигания по дереву
  • аппарат для лазерного выжигания по дереву
  • трафареты для выжигания по дереву военные самолёты
  • технологиявыжигание по дереву
  • штамп выжигатель

Государственное краевое бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа­интернат джля детей м нарушением слуха и речи»
Творческий проект
по трудовому обучению
«Выжигание по дереву»
Руководитель Ильиных С.С.,
Гайдарев А.П.
Участники 6 "А"; 9 "А" лкассы

Пермь, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Введение
1.1. Тема проекта
1.2. Цели и задачи проекта
1.3. Тип проекта
Глава 2. История
Глава 3. Приемы выжигания
3.1. Обоснование выбора материалов
3.2. Технология изготовления панно


4.2. Инструменты и приспособления
4.3.Технологическая карта изготовления панно
Глава 5. Экологическая оценка проекта
Заключение
Список литературы
Приложение

Глава 1. Введение
1.1 Тема проекта





выступая самостоятельно.
В этом году на родительском собрании решили научить детей работать с
электровыжигателем. С помощью выжигания можно украшать деревянные
предметы, например, декорировать шкатулки, вешалки, фоторамки, панно,
картины, предметы мебели и интерьера. Выжигание­это творческий и очень
увлекательный процесс.
Изделия, приготовленные своими руками, можно кому­нибудь подарить.
Мы с учащимися 6 «А» и 9 «А» классов решили в этом году сделать подарки
своими руками.
Проблема: В продаже много подарков, но иногда трудно что­то подобрать или
есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.
1.2 Цель: изготовить подарки для родителей, учителей своими руками.
Задачи:
 изучить историю выжигания по дереву
 изучить основные приемы и правила выжигания по дереву
 сохранять и развивать традиции по художественной обработке дерева
1.3 Тип данного проекта:
1. по доминирующей деятельности
­ творческий и
информационный;
1. по предметному содержанию ­ монопроект;
2. по продолжительности – долгосрочный
3. Групповой.
4.

Методы, испотлуемые в работе над проектом:
анкетирование;
­
­ поиск информации;
­
­ изготовление изделия.
выбор материала и способа действия;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Узнать исторические сведения о пирографии.
Научиться основным приемам и правилам выжигания по дереву
Усовершенствовать– знания и умения по изготовлению изделий в
технике «пирография».
Изготовить панно «Год Петуха», разделочные доски "8 Марта"
используя технологически правильные приемы работы с выжигателем.
Глава 2. История
Художественная обработка дерева была известна еще в IX ­ X вв. В России,
богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения
мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и
сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся
отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности
текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме
древесины используют кап, бересту, лозу.
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева,
особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных
ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества,
выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и

живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или
выступая самостоятельно.
В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы
которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с
выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.
В наше время применяют электровыжигатель.
Глава 3. Приемы выжигания
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции.
Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует несколько видов
выжигания:

1. Контурное
выжигание используют многие начинающие. Оно относительно
простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного
рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком
иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом
можно использовать этот прием в качестве штриховки.

2. Силуэтное
выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При
использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям
и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно
выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром
темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от
глубокого темного до светло­бежевого.

Прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в
3. Другой
начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам
контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».
4. Плоское выжигание Плоское выжигание характерно тем, что изображение и
фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается
разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и тому
подобного.
5. Глубокое выжигание. При глубоком выжигании, применяя ножевидный
штифт, получаем изображение, несколько отличающееся от плоского. Если в
первом случае, как говорилось выше, изображение и фон находятся в одной

плоскости, то при глубоком выжигании рисунок остается на уровне плоскости
доски, а фон углубляется.
6. Выжигание кислотами.
При декоративной отделке древесины
выжиганием, кроме
пирографии, можно пользоваться различными
кислотами. Под их воздействием древесина приобретает такой же коричневый
цвет, что и под действием тепла.
7. Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и
больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только
приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит
вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного
выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую
необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что
одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между
ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов
передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов
тушевки.
Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим
рисовальщиком. Поэтому советую начинающим выжигальщикам, как можно
больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам
стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.
3.1. Обоснование выбора приема выжигания.
Изучив материал по данной теме, мы с ребятами пришли к выводу, что для
наиболее приемлемым является плоское выжигание, так как оно наиболее
экономично и экологично в домашних условиях, а также достаточно
выразительное, чтобы выполнить эстетическую составляющую проекта.
3.2. Обоснование выбора материалов.
Выбор породы проводился с учетом декоративного оформления
изделия способом выжигания. Для этого могут подойти многие породы
дерева, но мы решили использовать фанеру, так как она заведомо плоский
материал, не требующий дополнительной обработки по выравниванию
поверхности и является доступным и сравнительно недорогим материалом.
Глава 4. Технология изготовления панно
4.1. Подготовка материала к выжиганию.

подготовить: отшлифовать
Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему
определенную форму. Поверхность выбранного материала необходимо
тщательно
среднезернистой
шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага
оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно
убрать. При шлифовке фанеры или доски необходимо отшлифовать и
торцовые стороны.

4.2. Инструменты и приспособления:
­ прибор для выжигания;
­электролобзик по дереву;
­ столярный угольник;
­ фанера для выжигания;
­ шлифовальная бумага (мелкозернистая и среднезернистая);
­ карандаш для нанесения рисунка на основу;
­ копировальная бумага;
­отвертка и саморезы.
4.3.Технологическая карта изготовления панно (Приложение №1.).
Глава 5. Экологическая оценка проекта.
Панно полностью изготовлено из древесины (фанеры) – материала вечного из­
за своего постоянного возобновления при условии заботливого
восстановления лесных насаждений. На основании вышеизложенного
считаю, что изготовление и использование панно не влечет за собой изменений
в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека

Заключение
При работе над проектом «Выжигание по дереву» решены все поставленные
задачи:
­разработано экономичное, технологичное декоративно­прикладное изделия
из фанеры;
­разработан несложный технологический процесс изготовления панно и
разделочных досок на основе изученных технологий обработки древесины с
применением инструментов и приспособлений, имеющихся в школьной
мастерской и в домашних условиях;
­ изготовлено изделие согласно разработанной технической документации за
ограниченное время. Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению
из фанеры красивого и недорогого панно и разделочных досок достигнута.
Практическая значимость изделия состоит в применении панно в
декоративных целях, а разделочных досок – необходимый предмет на
кухне. Кроме того, при желании можно организовать производство и
реализацию подобной продукции на кружке в школе.
Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, показывают возможность
массового производства и реализации панно,
разделочных досок.
Разработанную техническую документацию можно использовать на уроках

трудового обучения и в кружках технического творчества.
Список литературы
1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины: Учеб. для
учащихся 5­9 кл. общеобразоват. учреждений. –М.: Просвещение, 1995.
2. Райт Д.. Искусство выжигания по дереву. ­ «Издательская группа
«Контэнт». 2004.
3. Савиных В.П. Поделочные материалы. Справочник мастера.
Минск: ООО "ХЭЛТОН", 1999.
дерева: Кн. для учащихся старших классов. ­ М.: Просвещение, 1987.

Федотов Г. Я. Волшебный мир
4.
Хворостов А. С., Новиков С.Н. Мастерим вместе с папой. –
М.: Просвещение, 1991.
5. ЮРИЙ ПОДОЛЬСКИЙ ­ ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ. ТЕХНИКИ,
ПРИЕМЫ, ИЗДЕЛИЯ­http://profilib.com/chtenie/85806/yuriy­podolskiy­
vyzhiganie­po­derevu­tekhniki­priemy­izdeliya­16.php
6. ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ ­Информационный портал для любителей
пирографии­ http://pyrography­fireart.ru.

1 Творческий проект на тему: «Выжигание Матрёшки на разделочной доске» ученицы 4 «а» класса Черновой Яны МБОУ ДОД ЦВР при МБОУ ЖСШ 22 Руководитель проекта: Дубинина Наталья Петровна, педагог дополнительного образования учебный год.






4 Я посещаю творческое объединение «Выжигание по дереву» первый год, но уже многое умею и многому научилась. Я увидела такую разделочную доску на рынке, мне очень понравился рисунок Матрёшки, потому что она очень яркая нарядная и в русском народном стиле и я решила сделать такую же в подарок своей маме. Мой подарок практичный, интересный и очень ценный, так как изготовлен моими руками. Главное правило - не спешить, тогда и выжженная работа получится очень красивой и аккуратной. Обоснование темы:.


5 Немного об истории. Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в веках. Дерево – очень интересный материал, который довольно легко поддается различным видам обработки. Кроме того, оно очень красиво, и настоящие мастера часто используют естественную красоту дерева при его обработке.




7 Материал. Выбор материала для выжигания - один из самых важных вопросов. Ведь от качества материала зависит конечный результат. Я выбрала разделочную деревянную доску из липы, так как это мягкий материал, а такой формы, потому что она больше всего напоминает форму Матрёшки.


8 Способ выжигания. Существует несколько способов выжигания, но я выбрала плоское выжигание, так как изображение и фон находятся на одной плоскости. Получить различные по глубине и ширине линии можно, передвигая штифт с разной скоростью. А меняя его наклон и степень накала, проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий также будет меняться от светлых желто-коричневых до темно-коричневых тонов. Нельзя сильно нажимать на штифт или неравномерно перемещать его по рисунку. Линии получатся кривыми.


9 Техника безопасности при выжигании по дереву: При работе с электровыжигателем не следует ставить рядом с ним ёмкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками. При выжигании образуется едкий дым, из- за чего нельзя сильно наклоняться к досточке. Все работы следует проводить в проветриваемом помещении. Недопустимо прикасаться к раскалённым штифтам руками или одеждой.


















18 Сделав такую доску своими руками, я решила выяснить, сколько я сэкономила. На рынке такая доска стоит 285 рублей. Я решила подсчитать во сколько обошлась моя работа: Стоимость разделочной доски = 50 руб. Наждачная бумага = 10 руб. Краски гуашь = 15 руб. Лак бесцветный(100 гр.) = 20 руб. Кисть (расписывать красками) = 5 руб. Кисть (покрывать лаком) = 8 руб. Итого = 108 руб. По моим расчётам видно, что моя экономия составляет 177 рублей. Экономическое обоснование:


19 Выжигание и экология. Сейчас большое внимание уделяется экологическим вопросам. При выполнении моего проекта, считаю, что я старалась видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, сопереживать живым существам и вызывать эстетические переживания. Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Выполнив свою работу по выжиганию, я ни чем не нарушила экологическое равновесие.


20 Вывод: Меня увлёк процесс выжигания увлекательное занятие, дающее радость и эстетическое удовлетворение. Цель моей работы – освоить технику выжигания по дереву и пополнить свою «копилку» оригинальными и декоративными поделками – достигнута. Эта работа требует терпения и усидчивости, зато результат меня порадовал! Все, кто видел мои работы, удивляются какие они получаются красивые и яркие. Попробуйте и вы сможете удивить своих друзей и близких.


21 Самооценка. Я довольна проделанной работой, так как добилась желаемой цели. Очень люблю выжигание по дереву и выжигать не только себе, но и делать подарки своим близким. Выжженная мною разделочная доска Матрёшка – это подарок моей маме и в него я вложила частичку своего тепла и, надеюсь, это тепло будет согревать и мою маму.




23 Используемые ресурсы: 1. Книга: Выжигание по дереву. Техника. Приемы. Изделия Автор: Пул С. 2.Книга: Техника приёмы выжигания. Автор: Ращепкина С. 3. vrukodelii.com …po-derevu-dlya-n vrukodelii.com…po-derevu-dlya-n 4. rus-doka.com 2013/02/vyzhiganie-po-derevu… rus-doka.com2013/02/vyzhiganie-po-derevu… презентация 5. images.yandex.ru выжигание по дереву для начинающих images.yandex.ruвыжигание по дереву для начинающих 6. prostoykarandash.ru Форум prostoykarandash.ru Форум 7. festival.1september.ru Кукла матрешка festival.1september.ru Кукла матрешка 8.images.yandex.ru роспись матрёшкиimages.yandex.ruроспись матрёшки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МОУ «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к творческому проекту по технологии

на тему: «Выжигание по дереву»

Выполнили

Белозёрова Е.,

Жмакин Г. (11 кл.)

Руководитель проекта

Жмакин О.А.

Введение

1. Подготовка материала к выжиганию

2. Приемы выжигания

3. Технология изготовления набора разделочных досок

4. Экономическое обоснование

5. Правила техники безопасности

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Художественная обработка дерева была известна еще в IX-X вв. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов. Для изготовления художественных изделий и сувениров используют древесину различных пород, хорошо поддающуюся отделке и обработке, принимая во внимание художественные особенности текстуры древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап, бересту, лозу.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание. Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В старину для выжигания использовали металлические стержни, концы которых на огне калили до красна или употребляли металлические клейма с выгравированными по мотивом народной резьбы рельефным узором.

В наше время применяют электровыжигатель. Он состоит из понижающего трансформатора, электрошнура и ручки со штифтом, наконечник которого изготовлен из нихромовой проволоки.

1 . Подготовка материала к выжиганию

Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола,

поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.

Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

2. Приемы выжигания

Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.

Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

Другой прием силуэтного выжигания - «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

Художественное, или живописное, выжигание основано на контурном и больше всего силуэтном выжигании. Одна ограничиваться только приобретенными навыками недостаточно. Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие - несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. Поэтому советуем начинающим выжигальщикам, как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширить кругозор и фантазию.

3 . Технология изгото вления набора разделочных досок

Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок

Последовательность операций

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

2. Разметить по длине.

3. Разметить осевую линию.

Линейка, карандаш, треугольник.

4. Разметить отрезки перпендикулярные осевой линии.

Линейка, карандаш.

5. Провести дуги окружностей.

Циркуль, линейка.

6. Просверлить отверстие Ш 20 мм.

Шило, сверлильный станок, сверло Ш 20 мм.

7. Выпилить криволинейный контур.

Лобзик, выпиловочный столик.

8. Подготовить заготовку.

Линейка, карандаш, ножовка.

9. Разметить по шаблону.

Шаблон, карандаш.

10. Выпилить криволинейный контур.

Лобзик, выпиловочный столик.

11. Разметить и просверлить два отверстия Ш 12 мм.

Карандаш, линейка, шило, сверлильный станок, сверло Ш 12 мм.

12. Выточить колышки.

Станок ТВ-4, резец проходной, отрезной, штангенциркуль.

13. Отшлифовать все детали изделия

Наждачная бумага.

14. Собрать подвеску.

Кисточка, клей, киянка.

15. Выполнить отделку изделия.

Электровыжигатель, лак.

4 . Экономическо е обоснование

С экономической точки зрения изготовление набора разделочных досок не является дорогостоящим. Колышки можно изготовить из отходов производства. Затраты на клей минимальны, поэтому ими можно пренебречь. Необходимо купить древесину и лак.

Стоимость материала С м = 53 руб.

Заработная плата З = С м / 2 = 26,5 руб.

Другие затраты З др = (С м + З) / 4 = (53 + 26,5) / 4 = 19,8 руб.

Себестоимость С = С м + З + З др

С = 53 + 26,5 + 19,8 = 99,3 руб.

5. Правила техники безопасности

1. При пилении древесины:

Пользуйся упорами и направителями;

Не держи левую руку близко к полотну пилы;

Не сдувай опилки, сметай их щеткой-сметкой.

2. Особое внимание уделяй безопасным приемам работы на токарном станке:

Изучи инструкцию по Т.Б. при работе на станке;

Работай на станке с разрешения учителя.

3. При работе на сверлильном станке:

Правильно установи сверло;

Надежно закрепи деталь;

Плавно и равномерно подавай сверло;

Заканчивая сверление, ослабляй нажим на сверло.

4. Выполняя лакокрасочные работы:

Не держи долго открытыми банки с красками;

При работе не подноси краски к лицу;

Работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;

Используй защитные средства; перчатки, респиратор;

После завершения работы вымой руки с мылом.

5. Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

Работай в проветриваемом помещении;

Проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;

По окончанию работы не забывай выключать электровыжигатель из розетки.

Заключение

Примерное время на изготовление набора разделочных досок - 12 часов. Технология изготовления изделия достаточно проста и не требует дорогостоящих материалов и инструментов.

Форму разделочных досок можно изменять. Так же по-разному можно отделать готовые наборы.

Материалы нашего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при отделке изделий из древесины выжиганием.

Список используемой литературы

1. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. - М.: Просвещение, 2002 г.

2. Соколов Ю. Художественное выпиливание. Изд. Лесная промышленность. 1987.

3. Школа и производство. 2006 г. №24.

4. Школа и производство 2002 г. №3.

5. Школа и производство 2004 г. №5.

6. Сайт: http://www.woodburner.com / galleru

7. Сайт: http://vuzhigatel.ru

8. Сайт: http://www.lobzik.pri.ee

Приложение 1

Работы Белозёровой Екатерины

Рис. 1 - Набор разделочных досок

Рис. 2 - Панно «Гармония»

Приложение 2

Общая работа Жмакина Григория и Белозёровой Екатерины

Рис. 3 - Табурет

Подобные документы

    Разделочная доска – изделие, необходимое на кухне для разделки продуктов. Декоративная отделка выжиганием на одной стороне досок, поверхность которой покрыта лаком. Технологическая карта на изготовление набора разделочных досок, расчет себестоимости.

    творческая работа , добавлен 31.10.2010

    Свойства материалов, применяемых для изготовления несущей части учительского стола и для декорирования ДСП. Экономическое обоснование и расчет изготовления универсального двухтумбового учительского стола. Технологическая карта по изготовлению стола.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2011

    Виды вариантов складного стула и выбор конструкции. Технология изготовления, чертежи, технологическая карта. Экономическое обоснование изготовления стула, затраты электроенергии на работу за токарным станком. Эргономическое обоснование выбора темы.

    творческая работа , добавлен 23.08.2009

    Технологическая карта изготовления карандашницы. Выбор материала, технологического маршрута обработки деталей по минимуму приведенных затрат, оборудования и технологической оснастки. Технико-экономические обоснование процесса изготовления изделия.

    презентация , добавлен 06.04.2011

    Применение гвоздевых соединений. Виды гвоздей, форма и размеры. Способы забивания гвоздей. Техника выполнения прорезной резьбы. Технические характеристики и особенности контрукции станка ЦА-2 для продольной распиловки обрезных и не обрезных досок.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2011

    Анализ технологического процесса изготовления журнального столика из массива дерева. Изучение требований при работе на рейсмусовых и фуговальных станках. Сушка древесины, обработка чистовых заготовок, раскрой досок, склеивание заготовок, сборка изделия.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2015

    Выбор основной конструкции изделия "шкатулка для ниток", поиск аналогов и выбор прототипа. Рассмотрение основных способов внешнего декорирования изделия: резьба по дереву, выжигание, роспись и декупаж. Технологическая карта и расчет себестоимости изделия.

    реферат , добавлен 07.11.2012

    Ювелирные технологии, применяемые при изготовлении кулона "Грация", основные и дополнительные материалы, требования к их качеству. Технологическая карта изготовления кулона и техника безопасности при проведении работ, организация рабочего места.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2016

    Изучение техники изготовления поздравительных открыток вручную с использованием различных подручных материалов. Выбор материалов и оборудования. Технологическая последовательность операций. Расчет расходов на материалы. Экологическое обоснование проекта.

    творческая работа , добавлен 06.12.2013

    Характеристика материала для изготовления металлической скамейки. Подготовка металла к сборке и сварке. Технологический процесс изготовления. Оборудование сварочного поста ручной дуговой сварки. Расчет штучного времени на изготовление металлоконструкции.