Петух рассказ описание. Лексическая тема "домашние птицы"

Это не вероятная история произошла в одном фермерском хозяйстве. На скотном дворе проживало несколько свиней, две коровы, телёнок, гуси, утки и курочки во главе со своим петухом Петром.

Однажды хозяин вместе с детьми, ходя по ферме, разговаривали о наступающем годе петуха. Обитатели хозяйства услышали эту новость. Особенно она понравилась Пете. Он гордо задрал голову, поднял клюв, распушил свои крылья и пошагал в курятник сообщить интересную новость своим курочкам:

Эй, девчонки, слышали, наступающий год петуха! Предлагаю встретить достойно! В этом году мы будем держать весь двор.

Куры были в восхищении! Ку-ка-ре-куя между собой, они вскрикнули:

Наконец-то наш Петя царь!

Петух был доволен. Ещё выше поднял голову, встряхнул крыльями и затрясся от радости. Неожиданно он произнёс речь:

Готовиться к празднику будем заранее.

Спустя несколько месяцев выпал первый снег. Петух нервничал и повторял одну и ту же фразу несколько раз:

Ничего не успеем, ничего не успеем.

К вечеру он решил устроить собрание. В назначенное время птицы собрались в курятнике. И тут Пётр заговорил:

Чтобы действительно быть хозяином года и царём двора, мне нужен трон и корона. Куры решили тайно украсть самый красивый деревянный стул и украсить его перьями. И тут все задумались: «Где взять корону?» Одна молодка закричала:

Я знаю, я знаю где найти корону. Наш маленький хозяин играл роль принца в спектакле. Она лежит в шкафу в верхнем ящике.

Похитить стул поручили самым хитрым птицам. Украсить трон- курочкам со вкусом. Украсть корону - прозорливой молодке.

Нам нужно освещение, - кто-то выкрикнул из толпы, в свинарнике есть большой фонарь. Мы прокрадёмся ночью и возьмём его.

Наступил последний день уходящего года. Украшенный трон стоял в центре двора. Фонарь висел на крючке. Всё вокруг светло и празднично. Хозяйский кот Василий помог курочке пробраться в дом и украсть корону. Пёс Полкан спрятал её в своей конуре. Все ждали новогоднюю ночь. К торжеству всё готово. Вдруг раздался бой курантов. Петя в сопровождении кур вышел из курятника и молча пошёл к трону. Васька с Полканом надели на него корону. Куры окружили петуха. Курочка Ряба крикнула:

Петя, поздравляй!

И тут он возгордился, поздравляя весь скотный двор с Новым годом! Звери не поняли в чём дело, но радовались этому маскараду. Свиньи хрюкали, коровы мычали, гуси хлопали крыльями и гоготали. Праздник продолжался до утра. Жители курятника плясали и громко ку-ка-ре-ка-ли. С рассветом все разошлись. К полудню ферма проснулась. Царская свита вышла из сарая. Обитатели не обращали внимания. Только пёс поприветствовал своим лаем. Петух остался доволен, ведь теперь он будет править целый год.

Вот такая сказочная история произошла на ферме.

ПЕТУШИНАЯ ВИКТОРИНА

От какого слова произошло слово «петух» ?
а) От слова «петлять»;
б) От слова «петь»;
в) От слова «петушиться»;
г) От слова «ухать».
(Петух – «певец».)

В каких странах петух является национальной птицей?
а) Япония и Китай;
б) Франция и Кения;
в) Англия и Монголия;
г) США и Канада.

В геральдике петух символизирует… Что?
а) Власть;
б) Долголетие;
в) Воинская храбрость;
г) Чадолюбие.

В какой области РФ находится город Петушки ?

а) В Тамбовской;

б) В Ивановской;

в) В Самарской;

г) Во Владимирской.

Сколько петухов изображено на гербе города Петушки ?

а) Два;

б) Три;

в) Пять;

г) Тридцать три.

(На красном поле герба отображены два золотых повернувшихся друг к другу петуха. В этом городе находится единственный в России и в мире художественный музей Петуха , открывшийся в 1997 году.)

Что означает пение петуха ?
а) Призыв к обеду;
б) Начало нового часа;
в) Окончание рабочего дня;
г) Недовольство поведением цыплят.

Что исчезает, согласно народным поверьям, с первым криком петуха ?
а) Тучи на небе;
б) Ночные призраки;
в) Туман на реке;
г) Роса на траве.

Чем прославился петух ?
а) Взлетел на первом воздушном шаре братьев Монгольфье;
б) Прокатился на первом паровозе братьев Черепановых;
в) Достиг Северного полюса на атомном ледоколе «Арктика»;
г) Слетал первым из животных в космос.
(Кот, утка, петух и баран взлетели на первом воздушном шаре братьев Монгольфье 19 сентября 1783 года в Версале. Весь полет занял порядка восьми минут, за которые сооружение преодолело расстояние в три километра. На высоте 500 метров сфера прорвалась, однако спустилась на землю настолько плавно, что ни одно животное не пострадало.)

Что украшает голову петуха ?
а) Чуб;
б) Грива;
в) Ирокез;
г) Гребень.

Какое украшение находится под клювом петуха ?
а) Бусы;
б) Кулон;
в) Серёжки;
г) Колье.
(Кожный вырост.)

Как называют шейное оперение петуха ?
а) Ожерелье;
б) Кашне;
в) Жабо;
г) Медальон.

Где у петуха находятся шпоры?
а) На клюве;
б) На голове;
в) На крыльях;
г) На ногах.
(Шпоры – роговые шипы на ногах птицы.)

Сколько пальцев на лапе петуха ?
а) Пять;
б) Четыре;
в) Три;
г) Два.
(Четыре пальца, из которых один направлен назад, а остальные три – вперед.)

Какой напиток в переводе с английского означает «петушиный хвост»?
а) Какао;
б) Коктейль;
в) Йогурт;
г) Кумыс.
(Коктейль, появление этого напитка связывают с веселыми попойками после завершения петушиных боев. Хозяин победителя угощал всех, смешивая спиртные напитки без разбора в одном бокале, внешний вид такой смеси очень напоминал разноцветный хвост виновника торжества.)

В какой стране, в отличие от нас, считают, что петух кричит не «кукареку», а «кокей-дудл-ду»?
а) В Германии;
б) В Турции;
в) В Англии;
г) В Нидерландах.
(Немцы полагают, что петух кричит «ки-ке-ре-ки»; в Турции песнь петуха воспринимают как «ко-ко-ри-ко»; в Нидерландах - «ку-ке-лу-ку»; англичане же уверены, что петух постоянно говорит «кокей-дудл-ду».)

Какой петух должен клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность?
а) Общипанный;
б) Жареный;
в) Варёный;
г) Красный.
(«Пока жареный петух не клюнет».)

Какой петух является символом умышленного поджога?
а) Красный петух;
б) Чёрный петух;
в) Белый петух;
г) Жареный петух.
(Пустить красного петуха – умышленно поджечь.)

Какое выражение означает что-то нелепое, курьезное, неправильное?
а) «Уха из петуха»;
б) «Доха из петуха»;
в) «Труха от петуха»;
г) «Блоха у петуха».

Какое крылатое выражение употребляют в случае, когда у поющего человека срывается голос, и получается звук, похожий на писк?
а) «Уха из петуха»;
б) «Пустил красного петуха»;
в) «Жареный петух клюнул»;
г) «Дал петуха».
(«Давать петуха ».)

Что означает крылатая фраза «с первыми петухами »?
а) Рано утром;
б) В полдень;
в) Поздно вечером;
г) Заполночь.

Что означает выражение «ходить петухом »?
а) Ходить с гордым и важным видом;
б) Ходить с недовольным видом;
в) Ходить задом наперёд;
г) Ходить, напевая песню.

Вставьте пропущенные слова в пословицу: «Хороший петух … кукарекает».
а) Уже в яйце;
б) Даже в супе;
в) Без отдыха;
г) По приказу курицы.
(«Хороший петух уже в яйце кукарекает». А есть ещё пословица «Плохо, когда петух поет лишь тогда, когда курица прикажет».)

У кого, согласно русской пословице, петухи несутся?

а) У учёного;

б) У жадного;

в) У счастливого;

г) У фантазёра.

(«У счастливого и петух несется».)

Где у человека могут быть «петухи» ?
а) В носу;
б) В ушах;
в) В мозгах;
г) В волосах.
(Это когда прядь волос выбивается из общей ровной массы.)

Какой вечный семейный вопрос решался на Руси гаданием на петухе и курице?
а) «Будет ли свадьба?»;
б) «Кто в доме хозяин»?»;
в) «Сколько будет детей?»;
г) «Будет ли год урожайным?».
(Петуха и курицу связывали хвостами и сажали под решето. Если перетягивал петух – мужнин верх, если курица, то это означало, что быть мужу под башмаком всю жизнь.)

Кому посоветовал Осёл учиться пению у Петуха в басне Крылова?
а) Вороне;
б) Лисице;
в) Соловью;
г) Мартышке.
(Басня «Осёл и Соловей».)

Какое зерно нашёл басенный Петух в навозной куче?
а) Золотое;
б) Серебряное;
в) Жемчужное;
г) Кофейное.
(И очень пожалел о том, что оно не ячменное. Басня И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно».)

Кто в басне И.А. Крылова хвалит петуха за то, что хвалит он её?
а) Лисица;
б) Кукушка;
в) Моська;
г) Свинья.
(Басня «Кукушка и Петух ».)

Какое второе название имеет рыба морской петух ?
а) Тригла;
б) Угорь;
в) Пикша;
г) Палтус.

Какое мифическое существо имеет туловище дракона и голову петуха ?
а) Кентавр;
б) Василиск ;
в) Сфинкс;
г) Грифон.

Перу какого знаменитого поэта принадлежат эти строки?
«Петухи недавно
Третий раз пропели,
С колокольни плавно
Звуки пролетели…»

а) Н.А. Некрасову;
б) М.Ю. Лермонтову;
в) А.А. Фету;
г) С.А. Есенину.

Чем Петух прогнал Лису из Зайкиной избушки в русской народной сказке?
а) Кнутом;
б) Лопатой;
в) Косой;
г) Метлой.

Кто в сказке А.С. Пушкина подарил царю Дадону золотого петушка ?
а) Золотая рыбка;
б) Курочка Ряба;
в) Царевна Лебедь;
г) Мудрец.

Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка ?
а) На вертел;
б) На спицу;
в) На трон;
г) В клетку.
(На спицу шпиля.)

В качестве кого или чего использовал царь Дадон золотого петушка, сидящего на спице-шпиле?
а) Флюгера;
б) Часов;
в) Сторожа;
г) Прожектора.

Понимание текста, как аналитико-интеллектуальный процесс, характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, в качестве объекта восприятия здесь выступают символы, которые являются непосредственными раздражителями, воздействующими на органы чувств. На втором этапе осуществляется переход от образа языкового знака как материального объекта к образу его содержания. Оба этапа сопровождаются осмыслением, пониманием воспринимаемого материала, базирующимися на его активной интеллектуальной переработке (членение текста на смысловые отрезки, выделение «смысловых вех», «опорных пунктов» и объединение их в общий смысл).

Фреймовые схемы – это абстрактные жёсткие конструкции, содержащие пустые окна, многократно перезаряжающиеся информацией, так как фреймовая схема отражает стереотипную ситуацию.

Использование фреймовых схем приводит к существенной интенсификации процесса работы над текстом. Эффективность фреймовых схем обусловлена тем, что использование знаковых форм расширяет возможности мозга, так как приводит к одновременному функционированию и образный и логический компонент мышления. Фреймовые схемы используются при моделировании интерпретации текста.

Цели:

  • Помочь учащимся приобрести опыт построения художественных описаний предмета на материале описания домашней птицы.
  • Привлечь внимание учащихся к тому, что отбор рисуемых деталей, их признаков зависит от основной мысли автора.
  • Активизировать лексические средства, необходимые для описания предмета.
  • Воспитывать у учащихся культуру речи.

Оборудование: Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова, текст, цветные карандаши, фреймовые рисунки, контуры рисунка «Петух».

Фреймовая технология

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

II. Вступление

Мы сегодня будем работать по тексту Евгения Носова «Петух». Задача состоит в том, чтобы не только прочитать текст, но и объяснить, как он написан, почему писатель выбрал эти слова, а не другие. Нужно понять, по возможности, все приемы писательской работы, чтобы затем, при написании сочинения воспользоваться ими сознательно.

III. Работа по тексту

– С чем ассоциируется у вас слово «петух»?

Фрейм-рисунок №1

– Как вы думаете, от какого слова произошло слово «петух»? (От слова «петь». Петух – «певец») . Объясните значения слов «петушиться», словосочетаний «встать до петухов», «ходить петухом».

Выразительное чтение текста.

Петух был такой красивый и смелый.
На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.
Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два – три неторопливых шага, будто предоставлял ему возможность еще раз подумать. Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко перегибал голову. Его длинный хвост волочился по земле, как плащ.

(Е. Носов)

1) Определите тему текста. (Петух) .
2) В каком предложении заключена основная мысль текста? (Петух был такой красивый и смелый).
3) Какую цель ставит перед собой автор? (Дать описание петуха).
4) На сколько частей можно разделить текст? Почему? (В первой части дается описание внешнего вида, а во второй – описание повадки, поведения петуха).
5) Прочитайте первый абзац. В какой последовательности автор описывает внешний вид петуха? Обратите внимание на рисунок-символ.

Фрейм-рисунок №2

Фрейм-рисунок №3

Работа в тетрадях. Опорный конспект (Ответ)

Цвет: огненное, серая, белые, сине-черные, отливающая бронзой, пестринки.
Размер: мелкие, длинные, широкая.
Форма: жерелье, серпообразные, загнутые.
Качество: пышный, гордо, острые.

Размышление о слове

а) При описании петуха автор употребляет существительное «ожерелье». Слово «ожерелье» многозначное. 1) Шейное украшение. 2) перен. Шейное оперение птицы. Прилагательное «огненное» означает «оранжево-красный цвет». «Огненное ожерелье» – метафора. В тексте употребляется в переносном значении. Петух очень красивый. Во дворе он хозяин.

б) Меня заинтересовало слово «пестринки». Спина петуха с окраской разных цветов. В «поле» автор не употребляет слово «перья». «Пестринки» – пушинки. Перья петуха разноцветные. Петух красив.

г) Словосочетание «держался гордо» используется в значении «манера держать себя». Петух самоуверенный, гордый, важный.

д) Словосочетание «отливающей бронзой грудью» означает цвет. Метафора. Петух – гордый красавец.

е)Шпоры – роговой шип на ногах птицы. В тексте слово используется в прямом смысле,
в сочетании со словами «загнутые и острые» более точно создает боевой дух петуха.

– Покрасьте контуры рисунка «Петух».

– Прочитайте вторую часть текста. Как удается автору описать действия петуха? Какой образ петуха создается автором во второй части текста? (Петух – боец).

Фрейм-рисунок №4

– Перепишите словосочетания, построенные по данной схеме: НАРЕЧИЕ + ГЛАГОЛ. Определите тип словосочетания. (Стремительно обрушивался, зонтиком растопыривал, низко перегибал).
– С какой целью автор использует в тексте глагол «обрушивался» в сочетании с наречием «стремительно»? (Описание рисует стремительную силу петуха) . Подберите синонимы к глаголу «обрушивался». (Нападал, налетал).
– Сравните предложения. Определите вид глаголов. Почему в первом предложении используется глагол несовершенного вида? (Для показа характера петуха, его повадок важен и выбор глагольных форм – именно глаголов несовершенного вида со значением повторяющихся действий. При употреблении глагола совершенного вида сообщение о повадках превращается в сообщение о конкретном событии).

а) При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову.
б) При этом он зонтиком растопырил на шее медно-красные перья, низко пригнул голову.

IV. Выводы

V. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Петух».

Хотя петух птица достаточно распространенная, существуют те, кому интересны подробности относительно его внешнего вида, среды обитания, особенностей питания и размножения. Когда мы слышим петухе, в представлении рисуется белый или пестрый сельский задира с красным гребешком.

На самом деле разновидностей этих птиц огромное множество и даже натуралисты ведут горячие споры о том, каких птиц все же стоит причислять к этому виду. Они могут иметь разное количество пальцев, отличаться по форме клюва и окраске, у некоторых представителей отсутствует хвост, какие-то представители этого вида едят зерно и растительную пищу, другие червей и мясо.

Большое разнообразие представлено на фото петухов . Считается, что первые представители были приручены в Азии, Африке и Европе для петушиных боев. Согласно последним исследованиям, они были одомашнены для пищи в индийском субконтиненте.

Особенности и среда обитания

Петухи отличаются от более яркой внешностью, поразительным оперением, длинным распущенным хвостом и заостренными перьями на шее и спине. На ногах имеются шпоры, как на ковбойских сапогах. Взрослые петушки имеют гребень и висячие лоскуты кожи по бокам клюва и на горле, в народе такие мясистые наросты называют бородкой.

Петух птица красивая , но достаточно тяжелая, чья походка увесистая и медленная. Но все же в полном смысле слова тяжело назвать петуха, птицей, так как его крылья очень короткие, поэтому летает он редко и на небольшие расстояния, максимум через забор или кусты. Зачастую при опасности эти птицы предпочитают быстрый бег.

Кукарекать петушки начинают в возрасте четырех месяцев. Поют петухи либо ночью, либо днем, но не регулярно в определенные часы. До того как пернатого одомашнили, петухи жили отдалёнными стаями и для того, чтобы определить живы ли ещё их сородичи они устраивали перекличку.

Слушать пение петуха

Пропев, петух слушал отзовется ли вожак другой стаи в конце поля. Отсюда также исходит желание петуха сидеть как можно выше, например, на заборе. В дикой природе, самцы сидели на возвышенностях, чтобы наблюдать не приближается ли хищный зверь и вовремя предупредить стаю.

Сегодня петухи - домашние птицы , неприхотливые в содержании. Люди держат петухов и в первую очередь как источник пищи, потребляя их мясо и яйца.

Подавляющее большинство птиц выращивают на промышленных фермах. Около 74 процентов мирового мяса птицы и 68 процентов яиц производятся таким образом. Некоторые люди считают поведение петухов развлекательным и образовательным поэтому есть те, кто держит их в качестве домашних животных.

Куры могут быть приручены, хотя петухи могут становятся агрессивными и шумными. Агрессия устраняется при правильном обучении и дрессировке. Некоторые породы петухов рекомендуют держать дома для детей с ограниченными возможностями.

Характер и образ жизни

Петух - птица стайная и живет управляя определенным количеством самок. Удаление кур или петухов из, вызывает нарушение этого социального порядка.

Лучший петух, является самым сильным, оживленным и энергичным во всех движениях. Он может возглавить от пяти до семи самок. Если в загоне есть другие самцы, будет постоянная борьба и соперничество за гарем.

Два петуха в одной стае редко находят общий язык, чаще всего самцы дерутся

После таких боев, на петухах остаются следы в виде порванных гребешков и ран от клюва, но без смертельного исхода, чувствуя превосходство другого самца нападавший, отступает. Только “бойцовые петухи”, выведенные человеком для этой цели, будут драться пока не будет убит соперник.

Приблизительно в конце осени и начале зимы у петухов происходит линька, которая длится обычно шесть недель или два месяца. Спят птицы, на одной ноге поджав другую под себя и пряча голову под крыло на той же стороне где и поджатая нога.

Питание петуха

Петух - лучшая птица в отношении переборчивости в еде. Они всеядные, употребляют семена, и даже , маленьких или молодых мышей. Для поиска пищи петух скребет землю и глотает песок и частички камней с зерном, которые помогают пищеварению.

Пьет эта птица, взяв немного воды в свой клюв и запрокинув голову, глотает. Когда петух находит пищу, он зовет других кур кудахтаньем при этом поднимая и опуская еду, как бы показывая добычу.

Размножение и продолжительность жизни

Для того чтобы неслись им не нужно наличие петуха. Но для выводка цыплят без самца не обойтись. Домашняя птица петух очень любвеобильная. Самец может гонять и топтать самок на протяжении всего дня, хотя не каждый раз будет успешным.

Чтобы начать ухаживание, некоторые петухи могут танцевать вокруг или вблизи , часто опуская крыло, которое находится ближе всего к курице. Танец вызывает отклик у несушки и когда она отвечает на его «вызов», петух может приступить к спариванию.

У курочек вульва находится поверх заднего прохода, а не внутри как у четвероногих. При оплодотворении петух совмещает свою клоаку с самкой, опустив крылья и частично распустив свой хвост. Несушка, сгибает ноги принимая петуха, сидя на корточках и отставив хвост в сторону.

Петух хватает самку за гребень или хохолок на голове либо для сохранения равновесия, либо для ласкания. Семенная жидкость, находящаяся на выходе из кишечника при совокуплении двух клоак, попадает к несушке, оплодотворяя созреваемые яйца. Такие совокупления длятся недолго, но часто.

У несушек очень развит материнский инстинкт, если у нее нет собственных яиц она будет искать чужие, на которые сможет сесть и высидеть их. Несушки очень нежные и заботливые в отношении еще не вылупившихся птенцов.

Они наблюдают за тем, чтобы все яйца прогревались равномерно и переворачивают их. Курицы в момент высаживания могут даже отказываться от еды и питья, настолько им кажется эта работа важной.

Все петухи рождаются милыми цыплятами

Петухи живут продолжительностью от пяти до десяти лет в зависимости от породы. Самый старый представитель этой птицы умер в возрасте 16 лет от сердечной недостаточности и внесен в Книгу Рекордов Гиннеса.

Программное содержание:

Познакомить детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства.
Продолжать знакомить детей с рассказами К. Д. Ушинского.
Словарь: пастух, птичник.
Упражнять детей в звукоподражании.
Учить детей рисовать петушка с помощью шаблона.
Совершенствовать технику рисования цветными карандашами.
Развивать мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений про окружающий мир в изобразительной деятельности.

Оборудование:

Игрушки в виде петуха, курочки и цыпленка.
Картинки с изображением петухов.
Народные игрушки и свистульки в виде петухов.
Листы бумаги, цветные карандаши, шаблоны.

Петух

Петушок, работа ребёнка средней группы

Ход занятия:

Ребята, сегодня, чтобы узнать, кто будет гостем нашего занятия, вам придется отгадать загадку.

Отгадывание загадки про петуха

Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?
(Петух)

Какие слова подсказали вам отгадку? (Ответы детей). А почему же в загадке петух назван пастухом. Кто такой пастух? (Ответы детей).

Пастух – это человек, который пасет, присматривает, следит за кем-то. Петух всегда присматривает, следит за порядком в своем семействе.

Сейчас я прочитаю вам рассказ «Петушок с семьей», но прежде, расскажите мне, что вам известно о семье петушка. (Если дети затрудняются с ответом, задать наводящие вопросы: «Как называют деток петушка» и т. п.) В семье бывает один петух, десять кур и много цыплят.

Петух и курица – домашние птицы. А что это значит – домашние птицы? Птицы, которые живут возле дома человека. За которыми человек ухаживает, называются домашними птицами. А для чего люди разводят и ухаживают за домашними птицами? (Ответы детей). Мясо и яйца домашней птицы человек употребляет в пищу, пух и перо использует для подушек.
А кто из вас знает, как называется помещение, домик, в котором живут петухи, куры и цыплята? (Ответы детей). Курятник или птичник.

Дидактическое упражнение «Кто так кричит?»

Воспитатель предлагает детям игрушечного петуха, курицу, цыпленка и просит детей озвучить их.

Кто так кричит?
(«Ку-ка-ре-ку», «Ко-ко-ко», «Пи-пи-пи»)

Дети озвучивают и показывают соответствующую игрушку.

А как хозяйка подзывает петушка с семьей для того, чтобы покормить их? «Цып-цып-цып».

Пальчиковая гимнастика «Покормим петушка с семьей»

Хозяева выходят покормить петушка с семьей, они сыпят зернышки (потирание пальчиков друг о друга, имитируя посыпание зернышек) и тихо зовут: «Цып-цып-цып». Но петушок, курочки и цыплята не слышат хозяев. Тогда хозяева созывают их громче. Петушок, курочки и цыплята прибегают и «клюют зернышки» (стучат пальцами по полу перед собой).

А, знаете ли вы, как появляются на свет цыплята?
Курица сначала должна снести яйца, затем высидеть их. Ведь если яйца останутся на холодном воздухе, цыплята внутри яиц замерзнут и погибнут. Вот и сидит курица сверху на яйцах. Греет их. Придет время, треснет яйцо и появится из него цыпленок.

Дидактическая игра «Сложи яйцо»

Дети складывание из трех частей разрезную картинку «Яйцо».

Динамическая пауза «Петух, лиса и куры»

Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ!» Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

Ну а сейчас пора послушать рассказ о петушке и его семье, который написал для детей Константин Дмитриевич Ушинский.

Чтение детям рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей»

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
- Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!
Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!».

В русском сказках петух имеет героический характер и приходит на помощь слабым. Вспомните такие сказки. (Ответы детей). «Кот и петух», «Заюшкина избушка».

В давние времена детям делали игрушки и свистульки в виде петуха. Вот такие. (Показ).

В старину в деревне по петушиному пению люди определяли время. Вставать с петухами – значит вставать очень рано.

В мире очень много разных видов петухов. Есть совсем малюсенькие – карликовые петухи, есть петухи довольно крупные и много пород петухов с однотонной окраской – белые, черные или красные.

Физминутка «Петушок»

Ох, ох что за гром?
Ох, ох что за гром?
(руки - к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом
(движения, имитирующие работу с молотком)

Молоток: тук-тук
(хлопки руками)

Помогать идёт петух
(шаги с наклонами в стороны)

Сегодня мы с вами нарисуем петуха.

Рисование «Петушок»

Воспитатель предлагает детям нарисовать петушка с помощью шаблона. Но прежде, дети должны продумать, чем именно будет заниматься их петушок. Если петушок ходит по земле или сидит на заборе – шаблон располагается почти горизонтально; если клюет зернышки – головой вниз; если поет – головой вверх. Показ выполнения работы. Затем дети дорисовывают остальные части петушка:глаз, гребешок, клюв, лапки, крыло, хвост. Особое внимание педагог обращает на пышный, разноцветный хвост петушка и показывает приемы его изображения (отдельные дуги разного цвета расходящиеся в стороны из одной точки).