Литература э шпрангер смысловая связь. Шпрангер (Spranger) Эдуард - Психологический словарь

(27.6.1882, Берлин - 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог.

Биография.

Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 г. по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 г. по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора университета Тюбингена.

Исследования.

Сторонник метода В.Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г.Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие "понимающей психологии". Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, "Формы жизни" (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914, в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. М.,1982, с. 55-59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа", и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение "форм жизни". Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П.Верноном и Г.Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж.Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: "Psychologie des Jugendalters". Lpz., 1924, в рус. пер.: (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.-Л., 1931.

Сочинения.

Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft. 1905;

Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissenschaftlichen Psychologie. 1918; Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl., B., 1928; Kultur und Erziehung. 4 Aufl., 1928; Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissenschaften. 1929; Volk, Staat, Erziehung. 1930; Weltfrommigkeit. 1940; Lebensfuhrung. 1947; Die Magie der Seele, Tubingen. 1947; Goethes Weltanschauung. 4 Aufl., Wiesbaden, 1949; Der unbekante Gott. 2Aufl., Stutt., 1955; Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956; Der geborene Erzieher. 1958; Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl., Hdlb., 1959; Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl., Hdlb., 1961; Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962; Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974. Литература.

Croner E.E. Spranger. B., 1933;

Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948.

Шпрангер Эдуард (нем. Eduard Spranger 27.6.1882, Берлин – 17.9.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909г. он - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911г. по 1920г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920г. по 1944г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946г. до своей отставки в 1953г. работал в качестве профессора университета Тюбингена.

Сторонник метода В. Дильтея „наук о духе“, основанном на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие „понимающей психологии“.

Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственное постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, „Формы жизни“ („Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie“, Halle, 1914, в рус. пер. (част.) Два вида психологии, в кн. „Хрестоматия по истории психологии“, М., 1980, с. 286-300; Основные идеальные типы индивидуальности, в кн.: „Психология личности. Тексты“, М., 1982, с. 55–59), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры.

Основной задачей духовно–научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре „объективного духа“, и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение „форм жизни“. Таких основных идеальных типовиндивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественнаядеятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни).

В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая–то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпортом, П. Верноном и Г. Линдзеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры.

Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности: „Psychologie des Jugendalters“, Lpz., 1924, в рус. пер. (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте, в сб.: „Педология юности“, М.–Л., 1931.

Литература

  • Шпрангер Эдуард // Новая философская энциклопедия: в 4 тт. / Под. ред. В.С. Стёпина. - М.: Советская энциклопедия, 2010. - 2816с.
  • Шпрангер Эдуард // Философский энциклопедический словарь / Под. ред. Л.Ф. Ильичёва, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалёва, В.Г. Панова. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 840с.
  • Кондаков И.М. Шпрангер Эдуард // Психология. Иллюстрированный словарь / Под. ред. А.Г. Маклакова. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 784с. - (Большая университетская библиотека).
  • Попов Ю.Н. Шпрангер Эдуард // Большая советская энциклопедия: в 30 тт. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Попов Ю.Н. Шпрангер Эдуард // Философская энциклопедия: в 5 тт. / Под. ред. Ф.В. Константинова. - М.: Советская энциклопедия, 1960. - 2520с.
  • Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX века / Под. ред. А.Г. Маклакова. - М.: Академия, 1996. - 416с. - (Большая университетская библиотека).
  • Croner E.E. Spranger. - B., 1933.
  • Gruhle H.W. Verstehende Psychology. - Stuttgart, 1948.

назад в раздел .

Шпра́нгер Эдуард (Spranger) (27 июня 1882, Берлин – 17 сентября 1963, Тюбинген) - немецкий ученый психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей психологии. Получив философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете, Эдуард Шпрангер преподавал в нем с 1909 года, затем был профессором Лейпцигского университета (1911-1920), профессоромБерлинского университета (1920-1944). В 1936-1939 годах он читал лекции в Японии. В 1944 году Шпрангер был арестован, находился в заключении в Моабитской тюрьме. В 1945 году он был назначен ректором Берлинского университета, а с 1946 года и вплоть до своей отставки в 1953 году был профессором Тюбингенского университета. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии . По его мнению исходным принципом психологии является понимание, как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности, в которых реализуется определенная ценностная система.

Основная характеристика личности, согласно Шпрангеру, это ценностная ориентация , посредством которой личность познает мир. Исходя из этого, ученый выделил шесть форм познания мира, назвав их типами понимания жизни, и разработал типологию личности. Первый тип - теоретический: человек, который стремится к познанию, для которого главная ориентация в жизни - это осмысление в теоретическом плане того, что происходит, а также установление закономерностей. Второй тип - экономический, ищущий в познании пользу. Третий тип - эстетический, стремящийся познать мир через оформленное впечатление, а также через самовыражение в эстетической форме. Четвертый тип - социальный, тот, который хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к другим людям. Пятый тип - политический, стремящийся к власти над другими. Шестой тип - религиозный, ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину. На основе созданной Шпрангером типологии личности были разработаны тесты изучения ценностей (Г. Олпорт , Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Холланд). Типология личности использовалась социологами и психологами для анализа жизни личности и групп. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тип ориентации, который может стать ведущим у ребенка.

Понимающая психология - Направление в немецкой психологии конца ХIХ - начала ХХ в., основанное на особом методе анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно-историческими ценностями. Основные представители: В. Дильтей, Э. Шпрангер.

Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутреннее, интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием.

Основные положения понимающей психологии:

1) психическое развивается из психического

2) психическое сводится к интуитивному пониманию "модулей действительной жизни"

3) не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Основная характеристика личности, по Шпрангеру, – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Исходя из этого, Шпрангер выделил шесть форм познания мира, назвав их типами понимания жизни.

В соответствии с типами понимания жизни выделяется шесть основных психологических типов личности:

1) теоретический человек – тот, кто стремится к познанию, т. е. для которого гл. ориентация в жизни – осмысление в теоретическом плане того, что происходит, установление каких-то закономерностей

2) экономический – ищущий пользу в познании

3) эстетический – стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстет, форме

4) социальный – тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям

5) политический – стремящийся к духовной власти над другими

6) религиозный – ориентирующийся прежде всего на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину.

На основе психологии Шпрангера были разработаны тесты изучения ценностей (Оллпорт, Ф. Верной, Г. Линдсей) и интересов личности (Дж. Холланд). Эта теория использовалась также социологами и психологами для анализа стилей жизни личности и групп.

Понимающая психология - направление в немецкой психологии конца XIX - начала XX вв., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а ее понимание путем соотнесения ее внутренних смысловых образований (переживаний) с миром культурно-исторических ценностей. Идею разработки данного направления выдвинул немецкий философ В. Дильтей, утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем». В основе этой идеи лежало противопоставление наук о природе наукам об обществе и отрицание самой возможности изучить социально-историческую обусловленность психики человека с помощью объективных, в том числе экспериментальных, научных методов. Выступление Дильтея против экспериментальной психологии как науки, якобы игнорирующей самые существенные особенности человеческого сознания, встретило решительные возражения со стороны ряда ее представителей, в частности немецкого психолога Г. Эббингауза, отмечавшего, что программа понимающей психологии сводится к интуитивному постижению психики, не имеющему объективных критериев и причинных оснований и тем самым неизбежно выпадающему из общей системы научного знания о человеке. Последователь Дильтея немецкий философ Э. Шпрангер, который и ввел термин «понимающая психология», выделил шесть типов человеческого поведения по отношению к различным областям культуры. В качестве идеальной модели выступал человек (личность) - теоретический, экономический, социальный, политический и религиозный. В дальнейшем эта типология была использована для экспериментального изучения ценностных ориентаций личности.

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.06.1882, Грослихтерфельде, близ Берлина, - 17.09.1963, Тюбинген) - немецкий философ, психолог, создатель «культурной педагогики», автор одной из первых в истории науки концепции молодежи, построенной как применение метода «понимающей психологии».

Профессор в Лейпциге (с 1912 г.), Берлине (1920–1946). В 1945 г. назначен ректором Берлинского университета. С 1946 г. профессор в Тюбингене. Научные взгляды сложились под влиянием философии жизни Вильгельма Дильтея и теории ценностей Генриха Риккерта.

В целостной форме теоретическая концепция молодежи изложена в вышедшей первым изданием в 1924 г. его книге «Психология юношеского возраста» (Spranger, 1957). Этой книге автор придавал большое значение среди своих работ, о чем свидетельствуют его более поздние замечания (Eduard Spranger.., 1964: 13–21). Книга оказала большое влияние на формирование теорий молодежи и становление социологии молодежи как отрасли социологического знания.

Наконец, заслугой в осмыслении юности является представление ее как скачка в новое качество личности. Л. С. Выготский по этому поводу писал: «Слово истины о переходном периоде сказал , когда назвал революцией эпоху полового созревания. Этот период носит несомненно не эволюционный, а революционный характер» (Выготский, 1929–1930: 77).

Шпрангер «положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков» (Обухова, 1995: 279). До некоторой степени это обстоятельство сегодня забыто, однако в снятом виде присутствует в многочисленных молодежных исследованиях аксиологической направленности (Ковалева, Луков, 1999; Луков, 2012).

Соч .: Spranger, E. (1957) Psychologie der Jugendalters. 25. Aufl. Heidelberg: Quelle & Meyer. 321 S.; Weibliche Jugend und unseres Zeit (1932): Beobachtungen und Erfahrungen von Jugendführerinnen, herausgegeben v. H. Siemering u. E. Spranger. Leipzig: Quelle & Meyer. VIII,128 S.; Spranger, E., Niffka, E. (1932) Der jugendliche Mensch (Männliche Jugend) / Handbuch der Jugendpflege, Hrsg. von K. Richter. H. I, Tail I. Eberswalde–Berlin: R. Müller m.b.H.-Eberswal de. VIII, 92 S.; Eduard Spranger: Sein Werk und sein Leben (1964) / Hrsg. von H. Walter Bähr u. H. Wenke. Heidelberg: Quelle & Meyer. 250 S.

Лит .: Выготский, Л. С. (1929–1930) Педология подростка. Задания 1–8. М. : Бюро заочного обучения при 2 МГУ. 172 с.; , А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 357 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ: науч. монография. М. : Канон + РООИ «Реабилитация. 528 с.; Обухова, Л. Ф. (1995) Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : Тривола. 357 с.