Проектные работы первоклассников. Самые интересные темы для проекта

Проекты на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе (1 класс)

01.01.2016

ТМКОУ «Усть-Портовская средняя школа-интернат»

Учитель начальных классов Комарова Ольга Ивановна.

Проекты в младших классах – это трудно! Дети ещё малы для проектирования. Но всё - таки это возможно. Мы используем элементы проектной деятельности. Но для малыша – возможно, т.к. это будет его проект. Практика проведения учебных проектов может рассматриваться как особое направление внеклассной или внеурочной деятельности, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, её можно проводить индивидуально, с большой группой детей.

Каждый проект должен иметь свои требования, структуру и темы.

Требования самые простые, и главное в них – «исходи из ребёнка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день или несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе должны быть несложные, простые. Ученик должен отчётливо представлять не только задачу, но пути её решения.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

    ученик или коллектив видит результата своей деятельности;

    содержание в проекте новых проблем;

    развитие навыков в ученике при работе над данным проектом;

    заинтересованность ребёнка в работе;

При этом обязательно присутствует три момента:

Выбор проекта;

Планирование проекта;

Критика проекта;

Исследования для малыша представляет собой, прежде всего, наблюдения за жизнью.

Проекты могут быть самой разной направленности: наблюдения, экскурсионный. Целью данных проектов является поиск ответа на один вопрос. Поиск предлагает лишь анализ одного исследуемого явления (одного простого действия). Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей ещё не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативные. Поэтому если тема выбрана, то надо приступать немедленно, т.к. интерес может угаснуть. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-либо проектах в дальнейшем. Из этого вытекает одно условие при организации проектной деятельности – максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

Примеры детских проектов в младших классах.

Творческий проект «Моя семья».

Цели проекта:

    осознать роль семьи в жизни человека.

    изучить историю своей семьи, род занятий его членов, их хобби и отношения.

    понять свою роль в этой семье.

    подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи.

Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребёнку. Здесь осуществляется общение с другими членами семьи, где малыш учится задавать вопросы, приобретает опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий. Проект может быть разнообразным. Он может быть представлен в виде альбома или в электронном виде, но обязательно сопровождаться комментарием ребёнка.

Результат проекта – это понимание ребёнком свое роли в семье и роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением становится фотоальбом и рассказ о своей семье.

Проект «Распорядок дня»

Цели проекта:

    проанализировать свой день, распределить все важные обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом;

    представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.

Дети проявляют творчество в оформлении расписания. Это могут быть собственные рисунки, аппликации, фотографии, иллюстрации из детских журналов, по часам иллюстрирующие активность в течение дня. Дополнить его можно разными короткими стишками соответствующего характера.

Результат проекта: понимание ребёнком важности правильной организации распорядка дня; идёт воплощение его в жизнь.

Проект «Мир лекарственных растений».

Цели проекта:

    научить самостоятельно находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать её.

    познакомить с миром лекарственных растений родного края.

    составить справочник лекарственных растений края.

Результатом проекта является умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в справочниках, книге, энциклопедии.

Практическим результатом является справочник лекарственных растений.

Под учебным творческим проектом мы понимаем как разработку и изготовление изделия от идеи до её реализации.

Цель проектов – формирование УУД (универсальные учебные действия), воплощенной в конечный продукт – изделие. Они способствуют реализации всех функций урока:

    Дидактической, направленной на углубление процесса формирования системы политических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков.

    Развивающей – развитие мелкой моторики и творческих способностей, психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, речи).

    Познавательной – расширение кругозора, познавательных интересов, формирование мировоззрения.

    Воспитывающей – становление положительных морально-волевых качеств личности.

Проекты в начальной школе планируются с учетом специфики младшего возраста. В 1 классе проекты я распределила по предметам. В основном это уроки предмета «Технология». На уроках проектная деятельность способствует технологическому образованию, формированию технологической культуры учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности, рациональному и творческому использованию природных и человеческих ресурсов.

Список проектных работ в 1 классе.

Уметь собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников.

Наблюдать, анализировать, устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в узорах и орнаментах.

Научиться составлять свой узор для клумб.

апрель

Русский язык

Скороговорки.

Создавать совместно со сверстниками собственный объект. Участвовать в презентации своих проектов.

Составление сборника «Весёлые скороговорки»

январь

Литературное чтение

Составляем сборник загадок.

Научить находить в загадках слова для сравнения предметов.

Сочинять загадки на основе подсказки.

Сборник загадок в рисунках.

апрель

Технология.

Дары осени.

Осмысление этапов проектной деятельности, отработка приёмов работы с аппликацией.

Создание аппликации.

сентябрь

Технология.

Дикие животные.

Освоение приёма создания изделия в технике коллаж.

Изделие «Коллаж»

ноябрь

Технология.

Украшаем класс к Новому году.

Освоение проектной деятельности в группе.

Украшение на окно в виде ёлки и снежинок (цветная бумага)

декабрь

Технология.

Мой друг.

Освоение приёма создания изделия в пластилине.

Создание разных изделий на основе одной технологии, самостоятельное планирование работы.

февраль

Технология.

Речной флот.

Освоение приёма создания изделия в технике оригами.

Изделие «Кораблик из бумаги», «Плот»

апрель

Внеурочная деятельность «Почемучка»

Путешествие по сказочной стране.

Иллюстрирование и инсценирование сказки по выбору.

Показ сказки по ролям, создание альбома «Моя любимая сказка».

апрель

Внеурочная деятельность

«Страна этикета»

Умей ценить своё и чужое время.

Научить создавать собственные презентации.

Создание индивидуальной презентации «Мой режим дня»

март

Проектная деятельность является той основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, чтобы воспитать творческую личность.

    Групповой проект «Дикие животные» в форме коллажа.


    Индивидуальный проект «Скороговорки».

3.Индивидуальный проект «Дары осени».

4.Индивидуальный проект «Мой режим дня».

5.Индивидуальный проект «Мой друг».

6.Групповой проект «Украшаем класс к Новому году».


7. Групповой проект «Составляем сборник загадок».

8. Индивидуальный проект «Луноход».

ОПЫТ Проектной

деятельности

в 1 классе

Подготовила

Мышкина О. А.

Учитель начальных

Классов

МБОУ СОШ № 30

Им. С. А. Железнова

г . Смоленск

2013 - 2014 уч. Гг.


" Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу ".

Японская мудрость

Любой учебный проект имеет два аспекта:

  • для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
  • для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Проекты в начальных классах,

а тем более в 1-х – это трудно?

Это проблематично,

так как дети ещё слишком малы для проектирования.

Но всё - таки это возможно!

Мы не будем говорить о полноценных проектах,

выполненных учащимися самостоятельно.

Это будут лишь элементы проектной деятельности

в её классическом понимании.

Но для малышей – первоклассников

это будет их проект.


Главная задача любого первоклассника – найти что-то

необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там,

где другим все кажется привычным и простым.

ТЕМА: КАК УЧИЛИСЬ ДЕТИ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ

Знакомство с сайтом школы № 30, презентации

«Наша школа за 40 лет», «Наша школа сегодня»

Проблема: «Мама говорила, что 30 школа самая лучшая,

поэтому я пойду учиться именно сюда.

А почему она самая лучшая, хотелось бы понять!»

Проект «Моя школа – Мой класс»

Цель проекта – получить первоначальные

знания о родной школе


Планирование проектной деятельности

Историческая

группа

Социологическая

группа

Исследовательская

группа

Опрос детей,

что дети знают

о школе

Опрос детей о

внеучебной

деятельности

Опрос родителей,

которые учились

в 30 школе



ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА

Выполнили учащиеся 1 класса В

и 1 класса Г

МБОУ СОШ № 30

им. С. А. Железнова


Цель проекта:

  • вовлечь каждого ученика наших классов в активный познавательный творческий процесс при создании «Веселой Азбуки»;
  • учить представлять свой труд, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов;

АКТУАЛЬНОСТЬ

Изучая алфавит русского языка нам стало интересно узнать более подробно об истории возникновении русского алфавита, азбуки. Самим захотелось на каждую букву алфавита подобрать загадки, стихи, пословицы и поговорки и т.п.


1 этап выполнения работы

  • Изучили историю возникновения русского алфавита.
  • Как произошло слово «азбука»?

Азбука ( от аз до буки ) – кириллический набор букв.

Букварь (азбука) – первая учебная книга.


2 этап выполнения работы

Сравнение Азбук Горецкого В. Г. и Нечаевой Н. В.


3 этап выполнения работы

Придумали и сделали из различных материалов «лицо» каждой букве. Подобрали занимательный материал на каждую букву алфавита


4 этап выполнения работы

Создание нашего классного учебника

«Веселая Азбука».


Учебник «Веселая Азбука


Учебник «Веселая Азбука


Презентация проекта – праздник

«Прощание с Азбукой»


Проект

«Почему мы в ответе за тех,

кого приручили?»

Подготовили

ученики 1 класса В

МБОУ СОШ № 30

им С. А. Железнова

Смоленск

Руководитель

2014 г.


На асфальте сидит дворняга:

В клочьях шерсть и в глазах печаль.

Солнце жжет, хочет пить бедняга…

Но прохожим его не жаль…

Этим проектом мы хотим воспитать доброе отношение к бездомным животным, пробудить гуманные чувства у детей и взрослых, заставить задуматься, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.


Проблемный вопрос: Откуда берутся бездомные животные?


Цели нашего проекта:

  • выяснить источники,
  • откуда берутся бездомные животные;
  • создать памятку для тех,
  • кто хочет взять себе кошку или собаку;
  • найти пути решения
  • проблемы бездомных животных.


  • Животные, родившиеся на улице.
  • Потерявшиеся животные.
  • Выброшенные животные.
  • Неправильное содержание животных.

Многие люди заводят домашних животных, не задумываясь о том, что они становятся членами семьи. За ними нужен определенный уход. Зачастую, питомец натворит что-либо и оказывается на улице, где холодно и голодно.

А мы, дети, очень часто не хотим ухаживать за домашним питомцем, ленимся. Поэтому и родители говорят «Нет!» на наши просьбы завести дома пушистого друга.

Камилла Алиназарова


В нашем городе очень много бездомных животных. Они появляются от того, что люди выгоняют своих домашних питомцев на улицу, когда они им надоели или когда не могут с ними справится.

По возможности, надо стараться подкармливать бездомных животных и не обижать их.

Владислав Степанов


Бездомные животные появляются из-за того, что люди выбрасывают на улицу своих домашних питомцев. У них рождаются детеныши, и они тоже становятся бездомными.

Каждый из нас может помочь несчастным зверюшкам: покормить, а главное, не обижать их.

Константин Базылев


Я думаю, что бродячие животные появляются на улице потому, что хозяева выбрасывают или выгоняют из дома своих питомцев, когда они становятся ненужными, надоедают и путаются под ногами.

Я считаю, что родители чаще всего отказывают нам, детям, в просьбе завести собачку или кошечку, потому что мы не готовы постоянно ухаживать за ними. Появление домашнего питомца – это большая ответственность. Животное появляется в доме не на один день или неделю. Это член семьи!

Александр Шепоревич


На улицах города появляются бродячие животные, потому что их выкидывают из дома недобрые люди, которые завели зверюшку и не подумали, что у кого-то в семье аллергия на животных, у кого-то маленькие дети.

А ещё домашние питомцы могут потеряться.

У меня пока нет домашнего питомца, но мне бы хотелось завести собаку. Я бы играла с ней, гуляла, кормила и делала всё, что должен делать НАСТОЯЩИЙ ХОЗЯИН!

Екатерина Фомченкова


Люди, приобретая маленьких собачек, думают, что они всегда будут такими хорошенькими. Но когда зверюшки вырастают, их выбрасывают на улицу.

Мы можем помочь бездомным животным пищей, которая осталась с нашего стола.

Иногда наши запросы не совпадают с возможностями родителей. И часто обещая ухаживать за своим питомцем, мы перекладываем этот труд на плечи родителей.

Анастасия Туманова


Я думаю, что причинами того, что домашние питомцы оказываются на улице является:

  • Переезд семьи в другой город;
  • Не умение справиться с собакой агрессивной породы;
  • Аллергия у людей на животную шерсть или слюну;
  • Смерть хозяев;
  • Изменение финансового положения хозяев;
  • «Просто НАДОЕЛ!»

Матвей Макаров


Родители покупают детям маленьких животных. Когда зверюшки становятся большими, взрослые по разным причинам выбрасывают их на улицу. Ведь за животными нужно ухаживать. Чаще всего это приходится делать взрослым, потому что мы, дети, забываем свои обязанности. Мы забываем о тех, кого приручили и за кого несём ответственность!

Виктория Борисенкова


Мир животных так разнообразен… Существует очень много их разновидностей. Некоторые хищные, некоторые домашние, а некоторые – БЕЗДОМНЫЕ. Они ходят по улицам городов, сел, поселков в поисках маленького кусочка хлеба. Может быть некоторые из них ищут на улице хозяина или простого доброго человека, который просто подойдет и погладит их, даст кусок колбасы, приласкает. .. Увы, таких людей очень мало, поэтому некоторые животные даже умирают от голода и холода, от издевательств злых и бездушных людей.

Бездомное животное – такое беззащитное создание, нуждающееся в общении, в хозяине, в еде. А помогать некому. Бедные животные!..

Валид Махмудов


Я считаю, что бездомные животные появляются на улицах городов из-за предательства людей. Наигравшись с маленьким и забавным малышом, хозяева понимают, что это ещё ответственность и труд. Некоторые не готовы к этому и выбрасывают животное на улицу. Я считаю, что самой большой помощью является поиск хозяина, настоящего и ответственного!

Анастасия Кулакова


Откуда берутся бездомные животные? Все очень просто и грустно – это мы, люди, выбрасываем их на улицу.

Мало кто задумывается, что за питомцем, которого мы клянчим у мамы с папой, нужно ухаживать. Помните, мы в ответе за тех, кого приручили. Это не простые слова, это жизнь, это правила доброты и ответственности перед тем, кто так тебя любит, кто ждет твоего возвращения домой, кто готов быть с тобою рядом всю жизнь!

Павел Петуховский


Каждый день мы спешим по своим делам и постоянно сталкиваемся с ними. Они голодные лежат на асфальте, мокрые сидят на остановках… Нам кажется, что их слишком много – грязных, голодных, некрасивых. Своим видом они портят облик города, но они НЕ ВИНОВАТЫ! Помните, они нуждаются в нашей помощи!

Анна Кочнева


Наше мнение:

Чтобы не было на улицах бездомных животных, нужно стать другом домашних животных, окружить заботой того, кто живёт рядом с нами, следить за ними, направлять их воспитание, знать их повадки и любить своих питомцев.


Памятка для будущего хозяина (каким должен быть ты, мой будущий хозяин)

1. Я буду жить всего лишь лет десять. Любая разлука с тобой будет причинять мне страдания. Подумай об этом, прежде чем ты возьмёшь меня.

2. Старайся дать мне время подумать, чего ты требуешь от меня.

3. Не сердись на меня долго и не запирай меня в наказание! Ведь у тебя есть ещё работа, развлечения, друзья – у меня же есть только ты.

4. Разговаривай со мной. Хотя я и не смогу полностью понимать все твои слова, но зато я понимаю твой голос, обращённый ко мне.

5. Помни – я никогда не забуду, как со мной обращаются.

6. Заботься обо мне, когда я состарюсь – ведь и ты когда-то будешь старым.



Глаза покинутой собаки Мне снятся ночью... как тут быть? Ее обидеть может всякий И даже попросту убить .

Пусть человек добрее будет! Не прихоть это, не пустяк.. Внимательно вглядитесь люди В глаза покинутых собак!

Эдуард Асадов



Помните

Мы в ответе за тех,

кого приручили!..


Разработка проекта учителя начальных классов

ГБОУ гимназии №105 Вовнянко И.Б.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной работы, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, - как по факту самоопределения, так и в повседневной жизни. Важнейшим становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и планировать действия, взаимодействовать в группах, а также быть открытыми для поступающей новой информации.

Проект – это подготовленный и организованный учителем самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий (работы по предложенному пути), завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть реальными, логично построенными.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания и небольшое исследование в предложенной области.

Любой проект реализуется в несколько этапов, так же на уроках детям предлагается тема для самостоятельного изучения и дальнейшей демонстрации результата.

В 2015-2016 учебном году первоклассники работали над многими проектами. Например: «Живая азбука», «Музей: город букв», «Мой класс, моя школа», «Мои домашние животные» и другими.

Ребятам очень понравился проект «Создаем музей «Город букв»». Сначала мы обсудили план действий. А затем ребятам было дано задание.
1. Выбери букву;

2. Придумай букве характер (веселая, грустная, наивная, глупая и т.д.);

3. Выбери материал, из которого будешь делать букву (проволока, тесто, картон, шерсть, пластилин);

4. Создай портрет своей буквы;

5. Придумай текст для экскурсии по музею «Город букв». Расскажи о своей букве – как она появилась в музее, из чего сделана, кого изображает.

Проект удался! Смотрите сами! Каких только букв в нашем музее нет.

Проектная деятельность детей 1 класса должна организовываться путем подбора материала понятного и доступного, вводящего учеников в мир знаний. Она должна быть направлена на формирование наглядно-образного представления об окружающем мире и влиять на становление личности. Так, происходит развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов освоения учебного материала.

Первоклассники овладевают элементарными знаниями, выполняя различные задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

Проектная деятельность может проводиться на уроках всех дисциплин. Приведем несколько примеров тем.

Математика. «Цифра 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0) в стихах», «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Иллюстрации цифр». Подобные проекты способствуют лучшему запоминанию цифр и чисел первого десятка. В результате подобных проектов создаются книжки-малышки, сборники, в которых содержатся стихи, загадки, пословицы поговорки про числа первого десятка и рисунки цифр. «Таблица умножения в стихах» формирует различные приемы запоминания, упрощая их процесс. Проект «Форма, размер, цвет предметов» помогает ребятам лучше понять пространственные отношения, развивает представления о геометрических фигурах.

Чтение. Проекты «Моя азбука», «Живая Азбука», «Прощание с Азбукой», «Мои буквы» - призваны знакомить детей с буквами и звуками алфавита. В них может быть изучена и представлена любая информация в рамках тематики - написание, истории, стихи, пословицы, поговорки, скороговорки. Проекты «Вместе делаем книгу», «Литературный журнал», «Книги, которые мы читаем» - повышают взыскательность вкуса и читательскую грамотность учащихся, помогают лучше овладеть родным языком, способствуют общекультурному развитию. Целью проекта «Витаминный калейдоскоп» является развитие познавательных и творческих способностей учащихся, которое происходит в процессе разработки витаминизированной азбуки.

Русский язык. Проекты «Алфавит», «Имена в алфавите», «Алфавит в стихах», «Веселый алфавит» - закрепляют знания букв русского алфавита, способствуют осознанию необходимости порядка букв в алфавите, развивают интерес к изучению русского языка, литературы и развивают творческие способности первоклассников. Проекты «Заглавная буква», «Сладкая грамота», «Словарные слова» - повышают грамотность учащихся, учат правильному правописанию.

Окружающий мир. Проекты «Исторические места моего города», «Моя малая Родина» помогают лучше узнать историю и особенности местности, в которой живут ребята. «Мой домашний питомец», «Загадочный мир животных» - способствуют изучению животного мира, воспитывают любовь к братьям нашим меньшим. Проект «Азбука цветов», «Наши деревья», «Вкусная азбука» знакомит с разнообразием домашних, полевых и садовых растений.

Английский язык. Проект «Английский алфавит» может быть долгосрочным. Так, например, на уроке ребята знакомятся с какой-то буквой, а дома оформляют одну из страниц азбуки. Знакомство с алфавитом происходит на основе сказки, где идет рассказ о каждой букве и ее домике. Поэтому для каждой буквы они рисуют домик. На крыше пишут саму букву большую и маленькую, на двери - транскрипцию.

Некоторые проекты могут охватывать сразу несколько дисциплин. Так, например, тема «Моя семья» изучается сразу на нескольких предметах. Она помогает осознать значение семьи и свою роль в ней. Для этого можно использовать различные приемы: составление генеалогического дерева или родословной, приведение примеров историй из жизни предков, проведение интервьюирования родственников, подбор фотографии, создание рисунков.

В результате проектной деятельности дети учатся за ограниченное время выполнять сразу несколько разнохарактерных дел, становятся более уверенными в своих силах, развивают свои творческие способности и активизируются в учебе.

Первые шаги в проектной деятельности первоклассников: Белозёрова Алла Аркадьевна – лауреат конкурса Грант Москвы 2009; куратор и разработчик организационной документации для сборников ; учитель первой категории; руководитель проектов – призёров и победителей окружных, городских и всероссийских конкурсов; руководитель одного из лучших школьных проектов .

Проектная деятельность согласно новым стандартам образования становится одним из ведущих его направлений.

В осуществлении проектной деятельности первоклассников есть свои особенности, связанные с возрастом. Дети только начали школьную жизнь, у них ещё не выработаны представления о коллективе, сотрудничестве, учебных правилах. Первоклассники пока не обладают самокритичностью, не могут оценить степень и полноту своих исследований.

Но в то же время этот возраст для закладки основ проектно – исследовательской деятельности. Ребятам очень важно удовлетворить свой познавательный интерес, самореализоваться, достичь успехов.

Поэтому в первом классе для меня был очень важен сам процесс участия детей в проектировании. Всё внимание я старалась направлять на то, чтобы развивать умение видеть проблему (прежде сформировать понятие об этом), задавать вопросы, умение наблюдать, сотрудничать с товарищами, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, развивать творческое воображение.

Для этого на уроках и во внеурочной деятельности создавались проблемные ситуации, вводились диалоги, то есть такие виды деятельности, которые предполагали творческую инициативу, развитие самооценки, творческого мышления.

Вот примеры некоторых заданий и учебных ситуаций, которые предлагались детям.

На развитие самооценки: (беседа)

— Нравится ли вам сейчас школа? А что конкретно?

— Если бы к вам прилетел инопланетянин и спросил: «Кто такой ученик?» Как вы объяснили бы это ему?

— Каким бы ты хотел (а) быть учеником?

— А каким не хотел (а)?

Задания на умение определять проблему исследования. (Это задание очень нравилось детям).

В нём предлагалось детям посмотреть на мир «чужими глазами». Вначале была история:

Мальчик Витя жил в красивом доме. Рядом с домом был сад, в котором поселились птицы. Своим пением они будили его по утрам, щебетали, строили гнёзда, летали везде и всюду. Но Витя выгнал их из своего сада.

Детям надо было продолжить рассказ двумя предложениями и сказать по -разному, представив себя Витей, птицей, деревом, домом, гусеницей.

На развитие умения выдвигать гипотезы предлагалось такое задание:

На доске изображены предметы: апельсин, мобильный телефон, букет цветов.

— При каких обстоятельствах эти предметы могут быть полезны?

— При каких обстоятельствах эти же предметы могут быть вредны?

Дети представляли ситуации, отвечали по-разному. Им было интересно думать и отвечать.

А вот фрагмент одного из занятий по рабочей тетради «Учусь создавать проект». (Занятие № 9 ). На нём мы отрабатывали навыки умения выдвигать гипотезу, формулировать её.

Идёт обсуждение маленького рассказа «Варя и чиж» и той проблемной ситуации, которая там возникла: девочка Варя и чиж, который в клетке и не поёт, потому что он в неволе.

Дети вначале увидели ситуацию на поверхности. Варя выпустит чижа из клетки, и тот запоёт и улетит.

А Аня Красникова сделала предположение, что девочка и птица были друзья, и не смогут разлучиться так просто. Чиж будет прилетать, и кружить над домом. Он очень будет скучать без Вари, хотя и запоёт.

Развитию навыков речи, работы со словом, текстом способствовали такие задания:

— Вообрази себя яблоком на ветке. Расскажи о своих ощущениях;

— Я начну, а ты продолжи:

Холод – это: айсберг, лёд, мороз …

Зима (лето) – это: …

Всё это во многом способствовало успешности вхождения в проектную деятельность.

Проекты, а они у нас были разные: групповые, индивидуальные, мини-проекты и более объёмные, издавались в процессе изучения той или иной темы на уроках.

Проект «Моя любимая игрушка» возник как результат чтения и обсуждения рассказа В. Драгунского «Друг детства». Дети приносили в класс игрушки, читали свои маленькие рассказы на тему: «Почему моя игрушка мне дорога».

Проект «Дом моей мечты, как я себе его представляю», возник, когда мы читали и обсуждали книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Тема была: «Как найти настоящих друзей». В конце обсуждения дети отвечали на вопрос:

— Почему такое нелёгкое дело как строительство дома оказалось для героев книги привлекательным и по силам?

— А как ты представляешь себе Дом своей мечты, и каким он должен быть, чтобы жилось в нём легко и радостно?

Своё представление о таком доме дети выражали в рисунках и рассказах.

Вывод: в нём должны быть друзья. Это – Дом Дружбы.

В рамках интеграции литературного чтения и окружающего мира был подготовлен творческий проект «Однажды нынешней зимой».

Незадолго до зимних каникул я предложила детям сочинить, а вернее продолжить историю о снеговиках, которые появились во дворе их дома. Дети фотографировали, рисовали, сочиняли рассказы, в которых в сказочной форме отражали свои наблюдения за явлениями, происходящими зимой в природе.

В период обучения грамоте был подготовлен коллективный проект «Живая азбука». Дети создавали образы букв (каждый свой) и готовили рассказы на тему «День рождения буквы». Потом этот проект был представлен на празднике «Прощание с Азбукой».

В рамках окружающего мира было подготовлено несколько проектов о животных.

Ученики делились на группы, пары, но были и индивидуальные проекты. Особенно всех покорил проект Артёма Никуличева «Бабочки».

«Что мы знаем о птицах?». Так назывался один коллективный проект, цель которого была: создать представление о перелётных и зимующих птицах и о наиболее интересных их представителях. Дети сами, по своему желанию, готовили и собирали материал, а потом представляли в виде рисунков, презентаций или устных рассказов.

«Кто как зимует?». Некоторые учащиеся выбрали эту тему. Очень много интересного узнали ребята о бобрах, белках, зайцах, лисицах, медведях. Помогали, конечно, родители, активно включившиеся в этот процесс.

На уроках математики в период формирования представлений о натуральных числах и знакомства с десятичной системой исчисления, в самом начале была создана проблемная ситуация в виде вопроса : Как же люди обходились без цифр, как считали в древности, как измеряли, как это было на Руси?

Мы побывали на экскурсии в Политехническом музее, где получили ответы на многие вопросы и узнали много интересного из истории чисел и цифр, измерений. А Полина Лунина подготовила и представила проект «От древности до наших дней; как считали раньше, и как было со счётом на Руси».

Таким образом, проектная деятельность в первом классе создала мотивацию к учёбе и к исследовательской деятельности в дальнейшем.